Электровелосипед. Сборка и первые поездки.

Сборка и тест-драйв.

 

посылка с комплектом МК с лифорсВ принципе, я был уверен, что что-то пойдет не так. И оно пошло. Само колесо стало в дропауты практически без проблем. Ну разве что, помнится, пришлось выровнять его в дропаутах, подточив их совсем немного, бывает. Потом понял, что надо экспериментировать с шайбами, так как ни ротор тормоза, ни звезды кассеты не становились на свои привычные места. После не очень долгой возни, все же поставил. Основное неудобство в том, что колесо довольно весомое и его каждый раз надо снимать и ставить, разжимая дропауты. Поставил колесо, присоединили контроллер, дисплей и ручку, подключил аккумулятор. Сборка издала какой то звук и экран KT-LCD3 замигал ошибкой «03». Мучился довольно долго, несколько дней, но все закончилось хорошо. Просто при транспортировке посылки или же при сборке пережало и перетерло провод одного из датчиков Холла. Нашел, спаял, изолировал. Заодно разобрал мотор и посмотрел что внутри, в блоге есть запись на эту тему. Заработало. Потом настроил контроллер (через дисплей) и стало совсем хорошо. Дальше возня с подгонкой навесного к раме, сумка для аккумулятора, сшитая из фото-сумки. Примерки, улучшения. И вот можно ехать.

 

электровелосипед в сбореПеред выездом взвесил велик, прибавочный вес составил 10 кило, как и думалось.  Выехал. Начитавшись форумов, я был уверен, что на электровел вообще лучше не дышать, иначе немедленно сгорит и перегреется и спилит шестерни. Поэтому осваивать мотор я начал очень осторожно, без старта с места, без резкого разгона, все аккуратно и плавно. Вес и поведение велика очень изменилось, еще бы — гиря в колесе заявляла о себе вполне явно. а вторая гиря висела под рамой.  Но он ехал, и ехал вполне прилично. Об этой тестовой поездке на луг я написал тут в блоге. Тогда я проехал совсем немного, мне надо было убедиться, что я все собрал верно. По ходу дела дополнительно настраивал параметры контроллера.

 

По итогам поездки понял, что устройство мне скорее нравится, чем не нравится. Но надо поменять покрышки на пошире, чтобы варьировать давление в более широком диапазоне. Те, что стояли не очень годились для нового веса байка на грунтовках и плохом асфальте. Методом подбора остановился на Кенда 2.5. Езжу на них до сих пор. Вернее на задней. Передняя поуже.

Поскольку я планировал использовать э-вел для грунта и леса, то и первая поездка была по лугу, в общей сложности км под 10. Заодно я хотел посмотреть и понять энергозатраты. Проехал по асфальту, по твердому грунту и по песку. Впечатления были новые и странные, особенно если учесть, что ездить на электровелосипеде я не особо еще умел. Да, в нем есть свои особенности, к которым нужно привыкнуть.

В первое время, да и сейчас, основной цифрой на экране дисплея (KT-LCD3) является потребляемая мощность. По себе заметил, что предполагаемый остаточный пробег уже считаю на автомате, привык. ))))

Надо упомянуть одну вещь. Мне лично очень удобно помнить правило электродвигателя: скорость это напряжение, момент это ток, все вместе — мощность. Именно здесь кроется основная проблема мотор-колеса, связанная с малыми оборотами и которую имели в виду парни на форумах, когда говорили мне, что малая скорость вредна и даже опасна. Поясню почему.

дисплей KT-LCD3Электродвигатель это не автомобиль и не мотоцикл, тут нельзя применять понятия коробка передач. Не бывает у мотор-колеса первой передачи, повышенной, пониженной. Есть только обороты и момент. И есть мощность. При номинальных оборотах скорость 42 км/ч, напряжение 50 вольт (условно, конечно), при номинальном моменте ток 10А. Мощность 500 Вт. А теперь велик едет со скоростью 15 км/ч потребляя 500 Вт (например в горку). И вот тут появляется проблема — напряжение на моторе ниже (чтобы скорость не превышала 15 км/ч), а ток выше чем 10А, чтобы ехать в горку. То есть если напряжение 25В, то ток 20А, мощность 500Вт. На самом деле там все сложнее, чем я написал, если интересно можно почитать про электродвигатели, но суть проблемы я изложил. И начинается нагрев и перегрузка. Греется и контроллер и само мотор-колесо. И это плохо, ведет к перегреву и выходу из строя. Вот поэтому и пишут, что ездить на малой скорости вредно. Просто забывают добавить “и под нагрузкой”. Убивает не напряжение, убивает ток. Я помню эту фразу из моего технического детства ))))

Скажем так, при мощности 50-200 Вт, ездить на 10 км/ч вполне реально, я так и езжу по лесу.  Кратковременно я ездил и на 500Вт и выше при малых оборотах. Что-то грелось, но не смертельно. Но так злоупотреблять этим не стоит, так как момента все равно не хватает. “Момент” — это тяга, тяговитость мотора.

Продолжение следует…

Более детальное описание процесса сборки тут >>>